Памятка для родителей, воспитывающих детей с особенностями развития

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ

С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

1. После выписки из родильного дома, отделения второго этапа

выхаживания новорожденных при возникновении у Вас вопросов по развитию ребенка, а также при наличии у Вашего ребенка нарушений в развитии или риска их развития, врожденных особенностей развития, Вы можете получить помощь (медицинскую, психологическую, педагогическую):

  • в центрах (кабинетах) раннего вмешательства (далее – ЦРВ) организаций здравоохранения по направлению участкового врача (врача-специалиста) или самостоятельно:

Центры раннего вмешательства

Закрепленные поликлиники и другие ЦРБ

УЗ «1-я городская детская поликлиника»

(017) 201-95-41

УЗ «1-я городская детская поликлиника»

УЗ «17-я городская детская клиническая поликлиника»

 

  • раннюю комплексную помощь – в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Минский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (ЦКРОиР). Адрес: 220068, г. Минск, ул. Гая, 7,. E-mail: ckroir@minskedu.gov.by.

2. При наличии у Вашего ребенка данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травмы или дефектом и приведших к ограничениям жизнедеятельности, ваш ребенок направляется врачебно-консультативной комиссией (далее – ВКК) организации здравоохранения по месту жительства на медико-социальную экспертизу, которая проводится медико-реабилитационной экспертной комиссией (далее – МРЭК) с целью установления (не установления) статуса «ребенок-инвалид» и определения степени утраты здоровья.

3. Так же за помощью (социальной, в т.ч. для приобретения технических средств социальной реабилитации (далее – ТССР), медицинской, юридической, психологической и др.) вы можете обратиться в организации негосударственной формы собственности (фонды и общественные объединения):

  • Международный благотворительный фонд помощи детям «Шанс»;

  • Республиканское общественное объединение «Белорусский детский фонд»;

  • Благотворительный фонд «Прикосновение к жизни»;

  • Общественная благотворительная организация «Белорусский детский хоспис»;

  • Социальное благотворительное общественное объединение «Геном»;

  • Общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам»;

  • Республиканское общественное объединение родителей недоношенных детей «Рано»;

  • Общественное объединение «Белорусское республиканское общество «Дети в беде»;

4. Медицинскую реабилитацию Ваш ребенок может получить в отделениях медицинской реабилитации организаций здравоохранения по месту жительства, в отделениях и центрах медицинской реабилитации.

На республиканском уровне медицинская реабилитация оказывается:

  • Учреждениями системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь:

Республиканская клиническая больница медицинской реабилитации, детское отделение – https://aksakovschina.by – медицинская реабилитация детей с неврологическими, ортопедотравматологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Республиканская детская больница медицинской реабилитации – https://www.rdbmr.by – медицинская реабилитация детей с неврологическими, нефрологическими, онкологическими, онкогемотологическими заболеваниями.

Республиканский детский центр медицинской реабилитации – https://www.rdpcmr.by. – медицинская реабилитация детей с заболеваниями органов дыхания, психическими расстройствами.

Государственном учреждении «Республиканская больница спелеолечения»;

Государственном учреждении «Республиканский центр медицинской реабилитации и бальнеолечения».

  • Учреждениями системы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь:

Государственное учреждение «Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов» – https://www.reacenter.by.

В Советском районе г.Минска медицинскую реабилитацию оказывают учреждения здравоохранения по месту жительства.

Санаторно-курортное лечение предоставляется детям по путевкам, выдаваемым представителями Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению по месту регистрации ребенка. (Представительство Минское городское управление республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению, по адресу г.Минск, ул. Первомайская дом 18 , к.204, тел. для справок 3183097, minsk@rco.by)

Нуждаемость в санаторно-курортном лечении определяется участковым врачом-педиатром (врачом общей практики, врачом-специалистам) с выдачей справки о состоянии здоровья с указанием профиля санатория в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31052006 № 38 «Об утверждении инструкции о порядке медицинского отбора пациентов на санаторно-курортное лечение», с которым можно ознакомиться на в учреждении здравоохранения или на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь http://minzdrav.gov.by/ru.

ВКК организаций здравоохранения по месту жительства ребенка определяют нуждаемость в уходе за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет при его санаторно-курортном лечении, медицинской реабилитации в центре медицинской или медико-социальной реабилитации.

Для получения путевки Вы подаете письменное заявление в комиссию по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения по месту работы (службы, учебы) либо в представительство Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения по месту жительства с приложением медицинской справки о состоянии здоровья, заключения ВКК о нуждаемости в сопровождении.

При наличии заключения ВКК о нуждаемости в сопровождении сопровождающему лицу выдается санаторно-курортная путевка и листок нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидам не зависимо от степени СУЗ до 10 лет и СУЗ 3 и 4 старше 10-летнего возраста.

Путевка для санаторно-курортного лечения детей и лиц, сопровождающих ребенка-инвалида на санаторно-курортное лечение выделяются бесплатно.

6. Порядок получения помощи за пределами Республики Беларусь регламентирован:

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2009 №1387 «Об утверждении Положения о порядке направления граждан Республики Беларусь за пределы республики для получения медицинской помощи и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;

приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.09.2010 №1019 «О некоторых вопросах направления граждан Республики Беларусь за пределы республики для получения медицинской помощи».

Граждане Республики Беларусь направляются за пределы республики для получения медицинской помощи при:

отсутствии возможности оказания гражданину Республики Беларусь необходимой медицинской помощи в республике;

применении в стране, в которой предполагается оказание медицинской помощи гражданину Республики Беларусь, новых методов лечения или диагностики, отсутствующих в республике;

наличии достоверных положительных результатов оказания медицинской помощи, основанных на официальных научно-практических данных, в стране, в которой предполагается оказание данного вида медицинской помощи.

Для решения вопроса о направлении Вашего ребенка для лечения за рубеж Вы подаете письменное заявление в комиссию по направлению граждан Республики Беларусь за пределы республики для получения медицинской помощи при Министерстве здравоохранения.

7. Дети-инвалиды, которым по заключению консилиума определена дальнейшая нецелесообразность проведение активного (куративного) лечения, а так же имеющие прогрессирование заболевания, приведшее к резкому ухудшению состояния и снижению качества жизни и прогнозируемый ограниченный срок жизни, или терминальная стадия заболевания, врачебным консилиумом организации здравоохранения переводятся в группу паллиативного наблюдения.

Помощь детям-инвалидам, состоящим под паллиативным наблюдением, оказывается государственным учреждением «Республиканский клинический центр паллиативной медицинской помощи детям» – http://palliativ.by

Направление для лечения детей в Республиканский клинический центр паллиативной медицинской помощи выдают врачи-специалисты организации здравоохранения по месту жительства ребенка-инвалида. Состоящего под паллиативным наблюдением, после согласования с администрацией Республиканский клинический центр паллиативной медицинской помощи детям.

8. Оказание социальной помощи по уходу за ребенком-инвалидом осуществляется организациями здравоохранения и учреждениями социального обслуживания системы министерства труда и социальной защиты.

В учреждениях здравоохранения Вашему ребенку может быть оказана медика-социальная помощь – уход за ребенком-инвалидам в стационарных условиях – оказывается пациентам в форме плановой медицинской помощи, на возмездной основе на основании договора оказания платных медицинских услуг, заключенного в письменной форме с законным представителем пациента.

Медика-социальная помощь, оказываемая пациентам, которые являются гражданами Республики Беларусь или иностранными гражданами, имеющими в соответствии с законодательством равные права с гражданами Республики Беларусь на получение медицинской помощи, согласно законодательству, оплачивается в размере 80 процентов от назначенной пациенту ежемесячной пенсии пропорционально количеству дней пребывания.

Медика-социальная помощь оказывается:

в государственном учреждении «Республиканский клинический центр паллиативной медицинской помощи детям» – http://palliativ.by – детям-инвалидам, состоящим под паллиативным наблюдением;

9. В учреждениях социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты (в домах-интернатах для детей с особенностями психофизического развития» родителям, воспитывающим детей-инвалидов, предоставляется услуга «социальной передышки», которая заключается в освобождении родителей (членов семьи» от ухода за ребенком-инвалидам на срок до 28 дней в календарном году, путем организации временного круглосуточного пребывания ребенка-инвалида в таком учреждении.

Услуга «социальной передышки» предоставляется на платной основе, но при этом на период ее предоставления за семьей сохраняется право на получение социальной пенсии на ребенка-инвалида, пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и других государственных пособий.

Услугу «социальной передышки» вы можете получить в ГУ «Детский дом-интернат для детей с особенностями психофизического развития» по адресу: г.Минск, ул. Выготского, 16А., ddi@detidom.by, Сайт: www.deti-dom.by

За предоставлением данной услуги необходимо обратиться непосредственно по тел. 3238333, 3965239.

Так же семьям, воспитывающим детей-инвалидов, предоставляется социальная услуга почасового ухода за детьми (услуга няни). Законодательством предусмотрены бесплатные услуги няни:

  • для семей, в которых воспитываются тройни (до 40 часов в неделю), двойни (до 20 часов в неделю);

  • неполным семьям с детьми-инвалидами в возрасте до 4 лет;

  • семьям, в которых двое и более детей-инвалидов в возрасте до 4 лет.

Услуги няни по социально низким расценкам предоставляются семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а так же семьям, в которых оба родителя либо единственный родитель являются инвалидами 1 или 2 группы.

За предоставлением данной услуги необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания населения по месту жительства.

10. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, имеют право на социальную пенсию на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

Пенсия назначается и выплачивается ежемесячно в органах по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

Размер пенсии зависит от степени утраты здоровья и рассчитывается из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала (далее – БПМ).

при I степени утраты здоровья – 80% БПМ;

при II – 85; БПМ;

при III – 95% БПМ;

при IV – 110% БПМ.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» назначаются:

пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет повышенном размере – 45% среднемесячной заработной платы работников в республике за квартал независимо от количества детей, воспитываемых в семье;

пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей. Данный вид пособия назначается ежегодно на календарный год независимо от доходов семьи на каждого ребенка в возрасте от 3 до 18 лет в следующих размерах:

на ребенка-инвалида – 70% БПМ;

на других детей, воспитываемых в семье – 50% БПМ;

пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. Назначается трудоспособным лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, при отсутствии у них определенных видов занятости в следующих размерах:

по уходу за ребенком-инвалидам с I и II степенью утраты здоровья – 100% БПМ;

по уходу за ребенком-инвалидам с III и IV степенью утраты здоровья – 120% БПМ.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначается по месту работы (службы), учебы (в дневной форме получения образования) матери (мачехи) в полной семье, а если мать (мачеха) не работает (не служит), не учиться – по месту работы (службы), учебы отца (отчима) ребенка. Если оба родителя не работают либо относятся к категории граждан, указанных в подпункте 3.2 пункта 3 статьи 21 Закона, данные пособия назначаются в органе по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания).

Пособие по уходу за ребенком-инвалида в возрасте до 18 лет назначается в органе по труду, занятости и социальной защите по месту получения социальной пенсии на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет

Консультацию по вопросам назначения социальной пенсии и государственных пособий семьям, воспитывающим детей, Вы можете получить в органе по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (месту пребывания) (управление социальной защиты администрации Советского района г.Минска, по адресу: Минск,
ул. В.Хоружей, д. 24, к. 1. телефон 356 09 96)

11. В соответствии со статьей 265 Трудового кодекса Республики Беларусь и инструкции о порядке предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014 №34, семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по месту работы одного из родителей предоставляется один свободный от работы день в месяц и в неделю с оплатой в размере среднего заработка.

Иные льготы и гарантии предусмотрены Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Льготы, предоставляемые семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в сфере здравоохранения:

  • Право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами:

Статья 10 пункт 1.13 Закона Республики Беларусь от 14 06.2007 № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». На бесплатной основе выписываются лекарственные средства, входящие в таблицу 1 Перечня основных лекарственных средств, утвержденных постановлением Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 16.07.2007 №65 «Об установлении перечня основных лекарственных средств».

  • право на бесплатное обеспечение смесями для энтерального питания:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2007 №1650 «О некоторых вопросах бесплатного и льготного обеспечения лекарственными средствами и перевязочными материалами отдельных категорий граждан» при наличии белково-знергетической недостаточности тяжелой степени.

  • Право на обеспечение техническими средствами социальной реабилитации:

Пункт 2.2 статьи 11 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 №7-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.11.2007 №1722 «О государственном реестре (перечне) технических средств социальной реабилитации и порядке обеспечения ими отдельных категорий граждан» по заключению ВКК учреждения здравоохранения по месту жительства в соответствии с рекомендациями МРЭК и ВКК.

  • Право на обеспечение трахеостомическими и гастростомическими трубками и их замену в срок, указанный в инструкции изготовителя, в учреждениях здравоохранения по месту жительства, оказывающих помощь в стационарных условиях имеют дети-инвалиды, состоящие под паллиативным наблюдением.

 

12. В случае несогласия законных представителей ребенка с решением МРЭК оно может быть обжаловано в 30-дневный срок на основании письменного заявления, поданного в комиссию, проводившую медико-социальную экспертизу, либо в центральную комиссию.

Комиссия, проводившая медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня регистрации его письменного заявления направляет его заявление, акт освидетельствования с приложением всех имеющихся документов в центральную комиссию.

Центральная комиссия не позднее 30 дней со дня регистрации письменного заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу (освидетельствование по обжалованию) и на основании полученных результатов выносит заключение МРЭК.

В случае обжалования гражданином заключения центральной комиссии главный врач Минской городской медико-реабилитационной экспертной комиссии» поручает проведение медико-социальной экспертизы другому составу врачей-экспертов центральной комиссии МРЭК.

При несогласии законных представителей с заключением МРЭК, вынесенном при освидетельствовании по обжалованию, в 30-дневный срок его медицинские экспертные документы могут быть рассмотрены при проведении независимой медицинской экспертизы.

Заключения центральной комиссии могут быть обжалованы гражданином в судебном порядке в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 355 Государственного процессуального кодекса Республики Беларусь жалоба может быть подана в суд в месячный срок, исчисляемый со дня получения гражданином отказа вышестоящего государственного органа, юридического лица, организации либо должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ, а при отсутствии обязательного внесудебного порядка обжалования – со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.

Памятка ОСОБЕННОСТИ РАС

Признаки РАС у детей от 0 до 3 лет

Памятка "Как помочь ребенку"

Признаки расстройства аутистического спектра (РАС)

Признаки расстройства аутистического спектра (РАС) у детей могут появляться достаточно рано, однако, заболевание и симптоматика носят индивидуальный характер.

Иногда ранние признаки аутизма можно спутать с так называемым "хорошим" поведением ребенка - он нетребователен, спокоен и независим. Существует ряд признаков, на которые необходимо обратиться внимание.

ДО 1 ГОДА:

- комплекс оживления либо не появляется, либо носит своеобразный характер, ребенок реагирует эмоционально не на близких людей, например, маму, а на предмет, угол кроватки, собственную руку.

- к 6 месяцам ребенок не проявляет очевидных эмоций, даже мама не вызывает у него смены эмоционального фона. Так же своеобразен тактильный контакт, ребенок его скорее избегает и может быть спокоен лёжа в кроватке и быть эмоционально возбуждённым и плакать на руках.
- к 9 месяцам малыш не ищет визуальный контакт, может казаться, что он не смотрит в глаза, а взгляд мимо, "через". Не реагирует на своё имя, но в тоже время очень чувствителен к звукам, запахам, свету.

-к году жизни отчётливо заметна задержка или отсутствие развития разговорной речи (лепет, имитация звуков),не сопровождающаяся попытками компенсировать ее другими формами общения, например, жестами.

ДО 2 ЛЕТ:

- ребенок не указывает на объект, указательный жест "заменяется" рукой взрослого, жесты используются для указания на объект минимально.

- не понимает простых, поэтапных инструкций.

- малыш не использует разговорные навыки, нередко это похоже на своего рода регресс, до какого то момента он пытался проявлять вербальную активность и вдруг начинает терять словесные навыки, в речи появляются высокие звуки - "вокализации" либо эхолалии (повторение слов или звуков за взрослыми).

- заметно социальное своеобразие-нет стремления к взаимодействию со сверстниками, ребенок может находиться рядом, но не включаться в совместную игру, не пускать никого в свое пространство.

- проявление эмоций не всегда понятно окружающим и соответствует ситуации, ребенок может плакать или смеяться вне смыслового контекста.

С 3 ЛЕТ:

- стереотипность действий, игры и поведения в целом Игра не имеет фантазийного развития либо имитации и насыщения ее "своим" сюжетом, например, ребенок катает машинку, выстраивает предметы в ряды либо пирамидки, прокручивает колеса и т.д. Часто игрушками не интересуется и может играть с водой (струйка воды пропускается сквозь пальцы) либо с другими предметами.

- интересуется необычными предметами либо видами деятельности, например, если это машинки, то только определенной марки, если животные, то только одного вида и т.д. И проявляется очень выраженная привязанность к этому объекту, например, игрушка должна быть везде с ребенком. Иногда такую роль выполняют не игровые предметы, например, тапок, который ребенок везде носит с собой.

- однотипные действия (включает и выключает свет, перелистывает страницы книги, не интересуясь при этом картинками).

- проявляется избирательность в еде, одежде, например, продукты только определенного цвета или текстуры, часто пюреобразной пище отдается предпочтение. Сложно переходить в одежде с одного сезона на другой и более, чем у обычного ребенка выражена кинестетическая чувствительность (необходимо срезать ярлыки с одежды, не любят одежду с пуговицами, свитера с горлом и т.д.).

- сверхчувствительность к звукам, запахам. Могут испытывать заметный страх при включении пылесоса, фена. Также это может касаться просто всего нового - маршрут дороги, магазин.

- определенные страхи либо полное  бесстрашие (страхи обычно звуков, высоты). Либо ребенок не чувствует опасности, может провести рукой по открытому огню, выбежать на дорогу.

- отсутствие потребности во взаимодействии со сверстниками становиться ещё более выраженным, ребенок может участвовать, например, в подвижных играх в саду и "бегать вместе", но не будет совместно играть, не пустит других в свое игровое поле.
Чем раньше родители обращаются к специалистам, тем скорее начинается работа с ребенком. Работа всегда комплексная и только в совокупности даёт результат.

Специалисты, работающие с детьми с РАС (психиатр, логопед, психолог, педагог в саду и школе, тьютер* - специалист, который является своего рода посредником между ребенком и окружающими) обычно взаимодополняют друг друга для более гармоничной интеграции ребенка в социум.


* (специалист в области образования, сопровождающий дошкольника, школьника или студента на пути индивидуального развития)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.

1. Спокойная психологическая обстановка в семье.

2. Четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). 

3. Соблюдать единую линию в поведении всех членов семьи в воспитании гиперактивного ребенка.

4. Во время выполнения домашних заданий улучшить концентрацию внимания, необходимо по возможности убрать все отвлекающие и раздражающие факторы, это должно быть тихое и спокойное место, чтобы тот смог сосредоточиться на работе. Каждые 15-20 минут позволяйте ему делать 5-минутный перерыв.

5. Конкретная постановка задач

Если вы хотите, чтобы малыш выполнил какую-то просьбу, то ее формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов. Не стоит давать несколько заданий сразу, например, «иди в свою комнату, собери игрушки, потом помой руки и приходи обедать». Ребенок вряд ли воспримет такую тираду, и его внимание просто «переключится» на что-нибудь другое. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание.

6. Временные рамки

Выполнение задания должно быть ограничено конкретными временными рамками. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщить заранее – за 10–15 минут, а об истечении срока выполнения задания пусть его оповестит будильник или таймер.

7. Определите рамки и критерии поведения

Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладости. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.

8. Запрещая ребенку что-либо, лучше избегать слов «нет» и «нельзя».

В любой ситуации следует разговаривать спокойно, не на повышенных тонах. Например, не стоит говорить: «Не бегай по траве!», гораздо эффективнее будет сказать: «Выйди на дорожку».

9. Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.

10. Устные инструкции стоит подкреплять визуально. Это может быть план-календарь или красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.

11. Детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

12. Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца.

13. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.

14. Научить ребенка управлять собой

Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

15. Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).

16.  "Движение - это жизнь"

недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

17. Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями. 

 

И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите